Самоходные копровые установки представляют собой навесное и сменное копровое оборудование.
Самоходные копровые установки представляют собой навесное и сменное копровое оборудование, смонтированное на гусеничных тракторах, экскаваторах и грузовых автомобилях. Такие установки обладают энергетической автономностью, полной механизацией вспомогательных операций, достаточными мощностью и маневренностью, высокими технико-экономическими показателями.
Тракторные копровые установки используют для погружения вертикальных и наклонных свай длиной до 16 м при возведении фундаментов в крупнопанельном и каркасно-панельном домостроении, кирпичных зданий гражданского и промышленного назначения. Копровое оборудование навешивается сбоку и сзади базовой машины. Наибольшее распространение в строительстве получили навесные копровые установки СП-9Д, базирующиеся на тракторах класса 10. Копровое оборудование этих установок аналогично по конструкции, имеет гидравлический привод и навешивается сбоку базовой машины. Оно предназначено для подъема, передвижения и удерживания сваепогружателя на мачте; подтаскивания, подъема и установки сваи под сваепогружатель на точку забивки необходимое положение (наклонное или вертикальное); выдвижения, мачты сваепогружателем и поднятой сваей; навешивания устройств для скручивания (срезки) голов забитых свай.
Техническая характеристика навесного и сменного копрового оборудования приведена в таблце.
Рис. 1. Навесной копер СП-49Д
Копровая установка СП-49Д (рис. 1, а) включает базовый трактор Т, дизель-мопот 10 с наголовником 11, несущую раму 4, подвижную раму 2, гидравлические полиспасты 6 для подъема молота и сваи, двухсекционную мачту 8 с оголовком 9 и направляющими для свайного молота, боковой 5 и задний 7 гидравлические раскосы, гидрооборудование 3, свайную стрелку 12 для установки свай под молот, упор 13, устройство 14 для подтаскивания свай. Навесное оборудование с гидравлическим приводом обеспечивает выполнение следующих операций: подтаскивание, подъем, установку сваи на точку забивки и под молот, наклоны мачты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, выдвижение мачты, подъем и опускание молота, опускание мачты в транспортное и подъем ее рабочее положение.
Гидрополиспасты для подъема молота (рис. 1, б) и сваи (рис. 1, в) приводятся в действие гидроцилиндрами 17 и обеспечивают через десятикратную запасовку подъем сваи канатом 19 и молота канатом 18. Гидрополиспасты смонтированы на тракторе со стороны, противоположной молоту, и выполняют роль противовесов, придающих копру устойчивость.
Для наклонов мачты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, установки ее вертикально, независимо от неровностей и уклонов строительной площадки или котлована, а также перевода мачты из транспортного (горизонтального) положения в рабочее и наоборот служат одинаковые по конструкции боковой 5 и задний 7 гидравлические раскосы, состоящие соответственно из гидроцилиндров 13 и 16 и стоек.
Перемещение мачты в направлении, перпендикулярном продольной оси машины (на расстояние до 0,4 м), осуществляется при выдвижении подвижной рамы 2 гидроцилиндром 15, что позволяет достаточно точно без дополнительных маневров базовой машины наводить сваю на точку забивки без нарушения вертикальности мачты. На нижней секции мачты смонтированы выдвижная свайная стрелка 12, управляемая гидроцилиндром, упор 13 для наведения сваи на точку забивки и установлены отводные блоки каната подъема молота и сваи. С помощью стрелки с изменяемым вылетом верхний конец сваи заводят в наголовник молота. Нижний конец сваи упором отталкивается от мачты, чтобы придать свае вертикальное положение. При забивке сваи стрелка гидроцилиндром убирается в нишу мачты. Гидроцилиндры копрового оборудования обслуживаются гидросистемой базовой машины. Пульт управления копровым оборудованием находится в кабине машиниста.
Навесное копровое оборудование на базе экскаваторов позволяет забивать несколько свай с одной стоянки экскаватора, что очень важно при погружении свай кустами и при двухрядном их расположении. Различают подвесные копровые мачты и сменное копровое оборудование к экскаваторам.
Рис. 2. Навесное копровое оборудование на базе экскаватора ЭО-5119
Сменное копровое оборудование к экскаватору ЭО-5119 (рис. 2) монтируется на решетчатой стреле 1 базового экскаватора и включает свайный молот 4 с наголовником, копровую мачту 2 с оголовком 3 и направляющими для свайного молота, устройство для захвата и подъема сваи и заводки ее головки в наголовник, гидросистему выравнивания мачты и гидрооборудование. Копровая мачта навешивается на стрелу экскаватора с помощью сферической опоры и соединяется в нижней части со стрелой посредством двух гидроцилиндров.
При забивке свай копровая мачта устанавливается в вертикальное положение. Подъем—опускание свайного молота осуществляются грузовым барабаном главной лебедки экскаватора через двукратный полиспаст. Подтаскивание сваи обеспечивается канатом, запасованным на вспомогательный барабан лебедки. С помощью гидроцилиндров копрового оборудования и стрелоподъемного полиспаста осуществляются перемещение и наклон копровой стрелы вперед-назад, вправо-влево. Нижний торец копровой мачты имеет опорную пяту. Гидроцилиндры копрового оборудования обслуживаются гидронасосом базового экскаватора. С копровым оборудование на базе экскаватора ЭО-5119 работают дизельные и гидравлические свайные молоты.
Техническая характеристика копрового оборудования на базе экскаваторов приведена в таблице.
Технические характеристикиПараметр Индекс машины
КОК-5 (на базе ЭО-2621/ МТЗ.82.1) KOK8-03 (на базе автомобилей КрАЗ) СП-49Д Навесной копер на базе самоходного крана ДЭК-251 Навесное оборудован на базе экскаватора ЭО-5119
с дизель - молотом СП-76А с дизель-молотом СП-77
Максимальная длина забиваемой сваи, м 5 8 12 16 12 12
Максимальная масса забиваемой сваи, т н/д н/д 5 н/д 3,73 2,73
Габаритные размеры, мм:
длина 5100 9890 4728 1600 9250 9250
ширина 3000 5300 5045 850 3200 3200
высота 7260 14 900 18 465 23 000 21 670 21 67
Полная масса копра, т 0,645 н/д 9,14 11